Интервью министра И.А.Васильева в газете «Открытая» | Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Министерство дорожного хозяйства
и транспорта Ставропольского края
Сегодня 15 декабря 2017 года
Предыдущий месяц Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Интервью министра И.А.Васильева в газете «Открытая»

28 января 2015
В газете «Открытая» от 28 января № 3 (646), в статье «Движение по расписанию» вышло интервью министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края И.А.Васильева об итогах дорожной и транспортной деятельности министерства в 2014 г. и планах на 2015 г.

"Движение по расписанию" - так охарактеризовал работу дорожной отрасли края министр Игорь Васильев.

Зима для дорожников самое время подводить итоги того, что успели сделать за сезон, пока погода позволяла строить и ремонтировать. Одновременно с этим принято и планировать. В условиях не лучших для экономики вопрос планирования, казалось бы, можно было бы и опустить: мол, не до жиру.

Однако в случае дорожной отрасли дело обстоит совсем не так, развитие здесь идет согласно расписанию, и никаких форс-мажоров. Отчасти потому, что существует обеспечивающий стабильность региональный дорожный фонд, который запрещено потрошить в пользу других статей расходов. Отчасти потому, что в отрасли работают люди, знающие свое дело, работают без суеты, с профессиональной сноровкой.

О том, как изменились ставропольские дороги, какие масштабные проекты будут начаты в нынешнем, кризисном, году, наконец, какие проблемы стоят перед отраслью и как они решаются, в беседе с корреспондентом «Открытой» поделился министр дорожного хозяйства и транспорта края Игорь Васильев.

- Игорь Александрович, недавно все 53 краевых государственных унитарных предприятия были переподчинены министерству имущественных отношений. Реорганизация коснулась и 11 дорожных предприятий, которые до этого находились под вашим непосредственным началом. В минимущества появился даже чиновник, курирующий дорожную отрасль.

Значит ли это, что ваше министерство лишено части прежних функций, потеряло в мобильности, оперативности?

- Речь идет о том, что отныне дорожные ГУПы, как и все иные, находятся на балансе минимущества. Решение это было верным и оправданным, поскольку основные производственные мощности, находящиеся в ведении края, должны быть сосредоточены в одних руках.

Во-первых, это позволит обеспечить единую систему контроля над государственной производственной базой, состоящей в том числе из стратегических предприятий, как, например, «Крайавтомост».

А во-вторых, унифицировать работу ГУПов, ведь многие из них переживают не лучшие времена. В ГУПах сосредоточены основные активы края, и подходить к ним надо комплексно - от одних избавляться, другие развивать, возможно, акционировать.

Вместе с тем наше министерство по-прежнему занимается оперативным управлением дорожными предприятиями. Это вопросы планирования, проведения тендеров, контроля качества строительно-ремонтных работ, развития транспортной сети в муниципалитетах, подбор кадров и многие другие.

Знаете, все изменения в отрасли я воспринимаю близко к сердцу, но в этом случае моя профессиональная гордость ничуть не задета. А в чем-то, может, мне даже будет легче - никто не сможет заподозрить, что министр подыгрывает госпредприятиям, отдает им хорошие подряды.

- Частник, если это касается прибыльного строительного подряда, всегда норовил высказать вам свои претензии: мол, министр лоббирует интересы ГУПов…

- Да и не только частник. Например, краевое антимонопольное управление посчитало, что я пролоббировал подряды на обслуживание дорог ГУПами, тем самым ущемив интересы частных компаний. А они, эти компании, сами не хотят чистить дороги зимой, это ведь очень хлопотно, прибыли никакой, а то и в убыток работать приходится. В торгах на содержание дорог частник даже не участвует, мечтая лишь о строительстве.

- Изначально дорожный фонд прошлого года был утвержден в объеме 7 млрд. рублей, но в связи с неисполнением доходной части краевого бюджета пришлось спуститься до 6 млрд. Как сказалось это на объемах работ?

- Несмотря на то, что дорожный фонд был урезан, мы достигли практически всех плановых показателей.

Да, был немного сокращен объем работ, касающихся объектов краевого значения, но на дорогах местного значения мы смогли обойтись без экономии. Заглянули в каждое село, в каждую деревушку из тех, что стояли в планах работ. Упор также был сделан на приведение в нормативное состояние дорог регионального значения, проходящих через населенные пункты: отремонтировано 435 км, из них с полной заменой покрытия - 253 км.

В прошлом году сдан в эксплуатацию обход Новоалександровска, участки дорог Новокавказский - Средний (Александровский район), Пятигорск - Георгиевск, Ростов-на-Дону - Ставрополь (в границах края) и ряд других. Еще четыре объекта близки к завершению, их сдача планируется в этом году.

Скажу вам без всякого бахвальства и напускной важности: итогами прошлого года я доволен как никогда. Министерство просто завалили письмами, рядовые граждане благодарят нас за быструю и качественную работу. По-человечески просто приятно, в таких случаях как никогда ощущаешь свое общественное предназначение.

- В правительстве края поднимался вопрос неравномерного освоения денег дорожными предприятиями. Так, к концу сентября было истрачено лишь 60%, а в муниципалитетах и того меньше - 50% средств. А когда начинаются осенние дожди, дорожники наверстывают упущенное время. В чем причина этого, в затягивании конкурсных процедур?

- Ну, обстоят дела не совсем так, как вы описали их.

Сложности в сроках исполнения действительно есть, отчасти они заключаются в затягивании конкурсных процедур. Но это, как правило, касается муниципальных образований, которые далеко не все умеют торговаться на электронных площадках.

На уровне министерства и подведомственных ему ГУПов организация и проведение тендеров отлажены четко, можно сказать, поставлены на поток. И если мы говорим о затягивании сроков, то речь в этом случае идет не о фактических работах, а о документальном их оформлении, ведь пока подрядчик не сдаст отчет, считается, что и объект в эксплуатацию не сдан. Задержка в освоении средств на ремонте и строительстве дорог регионального значения связана исключительно с бумажным оформлением.

В целом на 31 декабря прошлого года освоение дорожных денег в крае составило 99,9%.

- На этот год региональный дорожный фонд запланирован в сумме 6,3 млрд. рублей. Ситуация в экономике непростая, а потому не исключено, что собрать эту сумму нам не удастся.

Значит ли это, что краю следует ожидать провала в объемах работ?

- Многие отрасли сегодня живут по стрессовому сценарию, но просадки, а уж тем более провала в дорожном строительстве на территории края не будет.

Источники пополнения регионального и муниципальных фондов строго регламентированы - это акцизы на нефтепродукты, транспортный налог и субсидии. Но если даже на уровне региона произойдет сокращение денежных потоков в дорожный фонд, федеральный центр обязуется компенсировать нам выпадающие доходы в сумме 1,5 млрд. рублей.

Да, роста в сравнении с прошлым годом, может, мы и не покажем, но все запланированные объемы работ выполним.

- Ежегодный прирост транспорта в крае составляет 5-7%. От того, сумеют ли налоговые службы учесть этот рост, зависит и наполняемость краевого дорожного фонда. Есть подвижки?

- Подвижки есть, и весьма ощутимые. В прошлом году налоговые службы совместно с ГИБДД и нашим министерством поставили на учет в крае 12,8% автомобильного транспорта. Но и эти данные лишь на декабрь, а по итогам года, думаю, мы в статистике добавим еще 2-3%. Таким образом, сумма транспортного налога перевалит за миллиард рублей.

- Депутаты краевой думы выступают за пополнение регионального дорожного фонда за счет увеличения акцизов на бензин. Как относитесь к этой инициативе?

- Инициатива, конечно, полезная, вопрос в том, что решение этого вопроса зависит исключительно от федерального центра.

Напомню, что акцизы на ГСМ в свое время вводили с двойной целью: стимулировать нефтеперерабатывающие заводы по переходу на высокооктановое топливо и поддерживать развитие дорог. Заводы, чтобы не платить акцизы, быстро перестроились, и за это получают льготы от федерального правительства. Как следствие, отчисления в бюджет сократились.

Теперь депутаты хотят, чтобы акцизы платили все, кто занимается производством моторного топлива. Кроме нас с этой законодательной инициативой выходят и другие регионы. А уж как там отреагируют, посмотрим.

- Ваше министерство хотело выйти в краевую думу с предложением пересмотреть ставку транспортного налога, понятно, в сторону увеличения. Есть реакция от депутатов?

- Картина тут такая. За машины до 100 лошадиных сил с каждой л.с. мы сегодня платим 7 рублей. Кто-то считает, что это много. Но в Краснодарском крае автовладельцы платят 12 рублей, в Астраханской области - 14 рублей. Возьмем машины больше 100 «лошадей». У нас одна л.с. обходится хозяину транспортного средства в 15 рублей, на Кубани - в 25 рублей, в Астраханской области - в 27.

Мы предложили увеличить транспортный налог, но депутаты сомневаются, надо ли это делать сегодня, когда и так цены растут на все.

- В послании Федеральному собранию Владимир Путин потребовал от региональных властей вплотную заняться приведением в порядок местных дорог за счет дополнительных источников финансирования. О каких резервах говорил президент, где их взять сегодня?

- Дополнительные деньги есть, и задействовать их можно в рамках государственно-частного партнерства. Это направление в крае получит самое широкое развитие.

Скажем, вы - председатель колхоза, фермер или директор завода и вам как воздух нужна хорошая дорога в селе, подъездной путь к предприятию. Намечаем объем работ и заключаем между министерством, органом местного самоуправления и вами трехстороннее соглашение на ремонт или строительство дороги, скидываемся деньгами и - вперед.

Гладко ничего не бывает, особенно поначалу. Но то, что механизм будет работать, я даже не сомневаюсь. Люди понимают, что без дорог любое развитие невозможно, и будут использовать шанс на условиях софинансирования сделать ремонт или проложить новое полотно.

Тут, знаете, даже приходится некоторым отказывать - тем, у кого был уже ремонт год или два назад. Принципиально для себя мы решили заходить только в те населенные пункты, которые в этом нуждаются особенно остро, где дороги давно рассыпались.

- Тему дорожного строительства Путин поднимал и на заседании Госсовета в октябре прошлого года. Тогда он обратил внимание на то, что при реализации проектов стройматериалы, например гравий, песок и щебень, необоснованно дорожают на 50-70%. Предположение о росте цен из-за инфляции президент отверг категорически, заметив: тут пахнет коррупцией.

В крае тоже есть проблема неоправданно дорожающих стройматериалов?

- Стройматериалы действительно дорожают повсюду, но острой эту проблему в крае назвать нельзя. К тому же мы нашли эффективный способ ее решения - наняли специализированную организацию, которая на профессиональном уровне мониторит дороги, составляет дефектные ведомости, по каждому из участков просчитывает смету, исходя из минимальных цен, планирует, во сколько обойдется ремонт и содержание того или иного участка.

Такой подход позволил нам в прошлом году в сравнении с 2013-м достичь экономии в 17%.

- Цифра и впрямь внушает. Но при такой радикальной экономии ведь и качество пострадать может?

- Мы отслеживаем цены по каждому из карьеров на территории края, знаем, у кого они обоснованные, а у кого заоблачные без всяких на то оснований. Цены соотносим с качеством стройматериалов, ведь в конечном итоге состояние дороги зависит от того, как ее сделали. И если этим заниматься по уму, экономия на качестве никак не отразится.

Свидетельство того - совсем свежий рейтинг российских дорог, составленный Главным управлением ГИБДД России, то есть структурой от нас совершенно не зависящей, сторонней. Так вот, согласно рейтингу, дороги в крае вошли в десятку лучших автомагистралей в стране.

- В сентябре министр транспорта РФ Максим Соколов на совещании с властями региона пообещал, что в ближайшие три года на строительство и ремонт дорог в крае будет выделено 11 млрд. рублей федеральных средств. Обещание остается в силе?

- Да, этих денег мы ждем, и все они пойдут на объекты федерального значения. Это ремонт подъезда к городу Ставрополю, дороги Минеральные Воды - Кисловодск, строительство обхода вокруг Минеральных Вод (участок трассы в 25 километров начинается вблизи от аэропорта, проходит под горой Змейка и выходит в Кабардино-Балкарии, за озером Тамбукан), а также десятикилометровый участок от Деминского круга до Надеждинского круга под Ставрополем.

Все проекты для края очень важные, реализация их позволит не только увеличить пропускную способность дорог, избавить населенные пункты от шума и пыли большегрузного транспорта, но еще даст мощный толчок развитию придорожной инфраструктуры. А это оживление в среде бизнеса, дополнительные поступления в бюджет.

Плюс к этому за счет федеральных средств в этом году мы приступаем к ремонту взлетно-посадочной полосы Ставропольского аэропорта. Вся документация готова и прошла необходимую экспертизу.

- В Стратегии развития дорожного хозяйства края учитывается поставленная президентом задача - в 2013-2022 годах увеличить объемы строительства дорог вдвое. Каких дорог, где и, главное, для чего?

- Конечно, край нуждается в новых дорогах, и мы будем их строить. Но в целом региональная автодорожная сеть сложилась вполне разветвленная, о чем позаботились наши предшественники еще несколько десятков лет назад. Поэтому, может быть, главная наша задача даже не в строительстве дорог, а в поддержании их в должном состоянии.

- Давняя тема - борьба с маршрутчиками-нелегалами, которые зачастую скрываются за вывеской «Заказной». Вопрос вроде как на контроле, однако практического решения до сих пор нет. Вы согласны со мной?

- Согласен полностью. Но решение тут может быть только одно - надо разграничить понятия заказных и регулярных перевозок прежде всего в федеральном законодательстве. Когда это будет сделано, тогда в рейдах можно будет выявлять нелегалов и по всей строгости штрафовать их. Кстати, наше министерство подготовило предложения по решению данного вопроса, которые представлены в думу края для направления их в качестве законодательной инициативы в Госдуму Российской Федерации.

А пока никакой рейд не поможет. Водитель набирает двадцатиместную машину людей, крепит табличку «Заказной» и спокойно курсирует изо дня в день по межмуниципальному маршруту. Доказать, что он нарушает закон, очень сложно.

- Недавно министерство повысило требования к проведению конкурсных процедур на межмуниципальное транспортное обслуживание. Результаты этой инициативы есть?

- Хочу еще раз повторить то, о чем говорил уже в прессе. Ужесточая требования к перевозчику, мы, прежде всего, думаем о безопасности пассажиров и их комфорте. И в этом нас полностью поддерживают краевая антимонопольная служба, ГИБДД.

Что мы видим сегодня: маршрутки водители бросают во дворах, мыть их не успевают, требования к охране труда не соблюдаются. Водитель гонит машину с людьми в один конец, потом в ней же дремлет час-другой, и снова в обратный путь - неотдохнувший, ночью, в гололед. Вот против этого и направлены новые правила.

Мы сформировали первые 47 маршрутов, и вот только что прошел первый конкурс. Победителей пока еще не объявляли, но уже сейчас можно сказать: к своим обязанностям перевозчик подошел совсем по-иному, культура производства меняется на глазах.

- Недавно губернатор поднимал вопрос аварийности на дорогах края. Что можно предпринять для обеспечения безопасности?

- Вопрос этот межведомственный, и находится во внимании целого ряда краевых министерств, ГИБДД, Ростехнадзора.

Начнем с того, что в этом году сократится число автошкол, примерно с 300 - раз в десять, а то и больше. Продиктовано это новыми правилами их лицензирования, и в сфере безопасности дорожного движения сыграет исключительно положительную роль. За подготовкой в школах легче будет следить, выбраковывать те из них, которые халтурят.

Огромная работа ведется по оборудованию «лежачих полицейских», освещению нерегулируемых пешеходных переходов, установке отбойников, расширению обочин проезжей части до 2,5 метра. В школах регулярно проводятся конкурсы на знание Правил дорожного движения, в детских садах появились городки со светофорами, знаками, разметкой. И результат есть: в прошлом году число ДТП в крае уменьшилось.

К слову, сами члены межведомственной комиссии правительства края по безопасности дорожного движения прошли в клинике медицинских катастроф занятия по оказанию первой медицинской помощи при ДТП.

- Жителям и гостям Кавказских Минеральных Вод можно порадоваться - им вернули электрички. Вместе с тем ряд направлений в крае так и остались без электропоездов. Вопрос решается?

- На Кавминводах поезда стали ходить с первого января - все 32 пары, на возврате которых мы настаивали. И хотя цены на билет подросли на 12,6%, мы перешли на однокилометровые зоны, что позволяет многим экономить. Километр проезда обходится в 2,41 рубля.

Еще семь пар по направлениям Ставрополь - Пелагиада, Ставрополь - Темижбекская, Минеральные Воды - Стодеревская и Минеральные Воды - Буденновск начнут курсировать в первых числах февраля.

Договор об организации транспортного обслуживания населения между правительством края и РЖД будет действовать до конца декабря. Надеюсь, что в будущем эксцессов с отменой электропоездов не будет.

Беседовал: Олег Парфенов, газета "Открытая"