В газете "Ставропольская правда" от 01.02.2017 г. № 12 (27054) вышла статья "Зимние дороги закаляют характер"
03 февраля 2017

Чтобы жизнь не останавливалась, дороги, соединяющие города, экономики, человеческие сердца, должны быть в порядке в любое время года.  Главная страда у дорожников  летом. Это время строительства, реконструкции и ремонта дорог. Но не до отдыха и зимой. Погода — капризная дама и частенько преподносит такие сюрпризы… Выбравшие эту профессию готовы подняться, как военные по тревоге, и  среди ночи, и не догуляв выходной или отпуск. Есть такое слово «надо». А иначе путники  не доедут до места назначения, ребятишки не доберутся до школы,  в дальние поселки не привезут свежий хлеб…

Работа для мужчин

Зона ответственности у государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ипатовское ДРСУ» — четыре района. Наряду с Ипатовским  это еще Арзгирский, Петровский и Туркменский районы, в которых работают филиалы предприятия. Плюс участок в Апанасенковском районе. 

На балансе у ГУПа 886 километров дорог краевого значения. Их зимнее содержание, не секрет, далеко не прибыльная работа. И частники, охотно выполняющие  иные  дорожные работы, предусмотрительно отказываются от этого одновременно еще и непростого дела. А ГУПы, по сути своей, не могут не блюсти государственные интересы, хотя так же, как остальные бизнес-структуры, работают в условиях рынка.

Зима в дорожном хозяйстве — это своего рода проверка не только  качества выполненных  летом работ, но и выдержки, характера, закалки  работников предприятия.

«Работа для мужчин» - так коротко и емко охарактеризовал профессию мастер по содержанию дорог Ипатовского ДРСУ Виктор Харченко. Ему немного не повезло... В первый день отпуска  попросили приехать на предприятие, чтобы пообщаться с нашей редакционной бригадой. Человек веселый и с юмором, Виктор  только пошучивал по этому поводу: «Это самое сложное задание, которое дал мне шеф, интервью газете». Ну а если всерьез, то в ДРСУ он  работает 15 лет. И за это время не так часто бывал в кабинете, где тепло, уютно, на стене висят схемы очистки дороги от снега, перекрестка от зимней скользкости (таковы дорожные термины).  Здесь приходится подписывать разные бумаги, составлять графики дежурств. Ну а если проблема, то Виктор Харченко  всегда на дороге, вместе со всеми.

Задача его службы — очистка дороги от снега, обустройство дорожными знаками, посыпка, ямочный ремонт. Бывает всякое.  Есть на территории Ипатовского района поселок Малые Родники. «Вы же знаете, что такое бермудский треугольник, - задает Виктор риторический вопрос, - так вот это место из той же серии. Его иначе не называют как «армавирский коридор». Часто и густо заносы случаются именно здесь. Бывает работаем целые сутки, чтобы эти завалы разобрать и вернуть сообщение с внешним миром. Пока мы на морозе, начальство о нас не забывает. Чай горячий, поесть с «доставкой на дом», так сказать. Все организовано». За работу в ДРСУ В. Харченко награжден грамотами миндора СК и губернатора.

Эх, тачанка

Создано предприятие в год, когда Юрий Гагарин полетел в космос,  в июне 1961 года. Первым директором дорожно-эксплуатационного участка № 641 был  А. Панара. Это был старт. Постепенно обрастали необходимой недвижимостью, имуществом, техникой. Радовались, когда краевое управление дорожного хозяйства выделило  два трактора, автомобиль и... тачанку с лошадью для перевозки мелких грузов.

За свою историю предприятие неоднократно переименовывалось. Но главным всегда было другое.  Это люди, которые строили новые дороги, создавали производственную базу,  обустраивали территорию  предприятия. Со временем обзавелись собственным  асфальтобетонным заводом, мастерскими, гаражами, рос и парк дорожной техники.

Сегодняшнее название предприятие получило  в 1995 году, когда у штурвала стоял Алексей Булыгин, возглавлявший его почти 30 лет. С 2012 года здесь молодой руководитель Михаил Юрин, под началом которого   около 300 человек.

Ледяной дождь

Вместе с Михаилом Юриным  наша бригада и отправилась на зимнюю дорогу. Погода в тот день была благоприятная, что, конечно, случается не всегда. 

На плановое дежурство заступил водитель Николай Черномордов. Комбинированную дорожную машину, которой он управляет,  можно смело назвать универсальной. Зимой с помощью навесного оборудования КДМ, или «песочница», как  еще ее называют дорожники, способна очищать зимнюю дорогу от снега и посыпать песчано-соляной смесью. 10 процентов соли в составе ПСС не для того, чтобы снег таял, как думают многие, а для того, чтобы песок не смерзался, становился рыхлым. В этом случае  дорожное покрытие становится безопасным для проезда  автомобилей. Хотя гонять все равно не следует.

Николай Иванович раньше работал в строительной организации и вот уже шесть лет  в дорожной отрасли.  «Всякое бывает, - делится он. - И снежные заносы, и гололед. Если ушел на выходной, в окно надо обязательно поглядывать, интересоваться прогнозом погоды. Случаются авралы, когда неожиданно завьюжит или пойдет ледяной дождь». Летом, кстати, КДМ тоже без дела не простаивает. Навесное оборудование снимается - и машина превращается... в самосвал, доставляющий гравий, отсев, вывозит грунт, когда идут земляные работы.

Ледяной дождь,  поясняет директор Ипатовского ДРСУ  Михаил  Юрин, серьезная проблема для здешних мест. Достигая асфальта  осадки покрывают его  льдом. Дорогу посыпают песком, а ледяной дождь в момент и  этот безопасный слой  превращает в каток. Именно в такую погоду однажды колонна военных шла на Элисту, собрав за собой целую вереницу легковушек и грузовиков. Решение приняли на ходу -  впереди пустили две КДМ. Так потихоньку по свеженасыпанному песочку,  не успевающему под колесами  превратиться в лед, заложники ситуации и двигались в заданном направлении. Дорожники могут гордиться:  не случилось ни одного ДТП.

Другая проблема — снежные переметы. На некоторых направлениях наметает столько снега, что пробиться через эти препятствия просто невозможно. Даже бульдозером эту гору не сдвинуть. Были случаи, когда приходилось на подмогу просить ротор, который есть не в каждом ДРСУ. Чтобы было понятно, это машина, которая снег загребает специальными лопастями и затем выбрасывает  на обочину. Очень похоже на комбайн во время уборки пшеницы. Вот только так иногда и удается   пробиться к населенному пункту, оказавшемуся в снежном плену.  

Банер как служба спасения

На банере, информирующем, какое предприятие обслуживает данный участок дороги, руководитель ДРСУ поместил номер своего сотового телефона. По давней привычке, еще с тех пор как начинал работу в  системе ЖКХ, телефон М. Юрин никогда не отключает. И звонят. По разным поводам. Вот один  запомнившийся случай. Машина съехала на заснеженную обочину, ни вперед, ни назад, в салоне женщина и ребенок, кому звонить, непонятно. Водителю ничего не оставалось, как идти пешком до ближайшего населенного пункта. Через два километра  наткнулся на банер с номером телефона, набрал. Несмотря на то, что ехал человек из Благодарного и находился на территории Буденновского ДРСУ, подмогу ему послали немедленно. Как раз неподалеку КДМ посыпала дорогу,  она-то и вытащила автомобиль из снега.  Зимняя дорога дисциплинирует, а также проверяет человеческие качества.

Случались и анекдотические ситуации. Пропал однажды автобус с детьми, которые должны были ехать в Ставрополь на губернаторскую елку. Все  прочесали -  никого. Когда уже по третьему кругу отправились на поиски, наконец выяснилось, что  группа из-за погодных условий  отказалась от поездки, не предупредив вовремя организаторов.  

Переход через ноль

Зимнее содержание дороги — это десятая часть работы ДРСУ. Новое строительство, реконструкция и капремонт — вот главные статьи доходов и большая ответственность. От качества строительства зависит дальнейшая безопасная эксплуатация трассы. Из последних крупных объектов ДРСУ строительство обхода города Ипатово и реконструкция 10-километрового участка «Дивное - Большая Джалга - Красочный». Этот список можно было бы продолжить. За качество этих дорог М. Юрин спокоен. Дорожное покрытие в 70 сантиметров способно выдержать и многотонные большегрузы.

За последние годы для нужд предприятия приобретено много хорошей и полезной техники. Это   универсальная дорожная машина,  автогрейдер, асфальтоукладчик, катки разных модификаций, фреза для ямочного ремонта.

Есть в этом перечне и рециклер для производства асфальтобетона. Очень нужная в наших климатических условиях техника, которая обеспечивает перевозку асфальтобетона на дальние расстояния без потери качества для небольшого объема ямочного ремонта. Кстати, эта технология годится и для зимних условий. В экстренных ситуациях, когда на дороге появляются выбоины, грозящие безопасности автомобилистов, рециклер способен поставить «латки», которые будут служить долго, главным образом за счет высокого содержания битума. Главное, чтобы минусовая температура  не превышала 15 градусов. В соответствии с действующими стандартами дорожники обязаны производить и такой ямочный ремонт. Правда, технология недешевая. Несколько сэкономить позволяет  заготовка литых битумно-минеральных смесей для дальнейшего использования при  плановом и экстренном ямочном ремонтах. Технология испытана на дорогах  Преградное — Тахта - Ипатово,  Ипатово — Золотаревка - Добровольное и др. Не подвела.

Одна из новинок — укладка асфальтобетона с использованием геосетки «Армопол». Изготовленная на сто процентов из стекловолокна, она при контакте с горячим битумом и асфальтобетоном не теряет прочности, не вступает в химические реакции. Технология хороша для усиления дорожного  покрытия, борьбы с температурными трещинами. Частые переходы от минуса через ноль до плюсовой температуры не могут не разрушать асфальт. Вода, попавшая в любую маленькую трещину, замерзая, расширяется, вот и ямы на дороге. При проведении «латочного» ремонта  эффективен также  струйно-инъекционноый метод: под высоким давлением   отсев заполняет все проблемные трещинки.

Главное достояние

«Можно бесконечно много говорить о технологиях, новой технике, прогрессе в дорожной отрасли, - говорит Михаил Юрин, - но все же самое главное достояние предприятия — это наши люди, высокопрофессиональные, преданные своей непростой работе. Машинист экскаватора Виктор Фитисов награжден медалями «За доблестный труд» III степени и «Герой труда Ставрополья».  «За доблестный труд» III степени удостоены машинист асфальтоукладчика Юрий Пустоветов, машинист бульдозера Владимир Кучура.  Благодарностей Министерства транспорта РФ — начальник АБЗ Сергей  Лесняк, прораб Алексей Демченко. Среди старейшин дорожного дела, отработавших 30 - 40 лет на предприятии, - водители Валерий Савченко и Юрий Ищенко, сторож Анна Индюкова. Поверьте, я мог бы долго перечислять».

В ДРСУ бережно относятся к бесценному человеческому капиталу. И речь не только о заработной плате. Выполняются также и все пункты коллективного договора, предусматривающего материальную помощь в трудной жизненной ситуации, санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям, доплаты за выслугу лет, премии за хорошую работу.

Газета«Ставропольская Правда»

Людмила Ковалевская