18 мая в газете "Открытая" вышла статья "О том, как главный антимонопольщик края Сергей Никитин рвался устроить финансовый апокалипсис дорожной отрасли Ставрополья, обрекая его население на смертельные дороги" | Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Министерство строительства, дорожного хозяйства
и транспорта Ставропольского края
Сегодня 18 октября 2017 года
Предыдущий месяц Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

18 мая в газете "Открытая" вышла статья "О том, как главный антимонопольщик края Сергей Никитин рвался устроить финансовый апокалипсис дорожной отрасли Ставрополья, обрекая его население на смертельные дороги"

18 мая 2016

Смертельные дороги

О том, как главный антимонопольщик края Сергей Никитин рвался устроить финансовый  апокалипсис дорожной отрасли Ставрополья, обрекая его население на смертельные дороги

 
Почти полтора миллиарда рублей штрафов Ставропольское УФАС вознамерилось снять со счетов крупнейших ГУПов края, огульно обвинив их в картельном сговоре. Если бы сценарий  дикого отъёма денег был реализован, большинство  дорожно-строительных предприятий оказались банкротами,  а наши дороги  надолго превратились бы  в непроезжие тракты.
 
Однако  Верховный суд России вслед за судами других инстанций признал претензии ведомства Никитина абсолютно незаконными
 
 
Содержание дорог берёт на себя государство
 

Приведем статистику аварийности на дорогах страны в 2016 году, которую опубликовало на днях Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.

За первые четыре месяца этого года в России произошло почти 44 тысячи автомобильных аварий, в которых погибли около 5 тысяч человек.

Вместе с тем, как отмечает ГИБДД, аварийность в сравнении с прошлым годом пошла на убыль (скажем, только количество погибших сократилось почти на 20%).

Ставрополье, увы, выбивается из общероссийского тренда: машины на краевых дорогах бьются чаще, чем было годом ранее. Выросло как общее количество ДТП, так и число погибших и раненых в автоавариях. Причем значительнее всего (почти в полтора раза!) связанных с использованием неисправных автомашин.

Самой частой причиной аварий остается, конечно, неадекватное поведение водителей. А вот число жертв ДТП, связанных с неудовлетворительным состоянием улиц и дорог, по подсчетам ГИБДД, на Ставрополье неуклонно идет на спад. Это, несомненно, заслуга краевых дорожников.

Важно, что Ставропольский край сегодня – один из немногих регионов страны, где дорожно-строительные предприятия остались в собственности государства (в форме ГУПов). В свое время по этому поводу было сломано много копий, ведь желающих участвовать в приватизации дорожно-строительной отрасли на Ставрополье оказалось немало.

Однако время показало, что государство – более рачительный хозяин, нежели частный бизнес. Скажем, желающих строить дороги на Ставрополье хоть отбавляй. А вот тех, кто хочет не только строить, но и затем содержать автодороги, – считанные единицы.

Занимаются этой работой исключительно дорожно-ремонтные строительные управления (ДРСУ). Дело в том, что содержание дорог – работа нерентабельная, прибыли не приносящая, поэтому-то и не занимаются ею частные фирмы.

 
Ради чего жертвуют прибылью?
 

По закону госконтракты на текущий ремонт и обслуживание дорог власти обязаны разыгрывать на торгах. Только вот начальная цена контракта устанавливается на основании регулируемых государством тарифов, а вовсе не рыночных цен (рост и так которых заметно опережает даже официальный уровень инфляции). То, как дорожают стройматериалы, прекрасно знает любой читатель «Открытой», который за последний год хотя бы раз был в хозяйственном магазине.

А можно ли вообще экономить при содержании автодорог? Да, можно. Законно – только уменьшая резерв средств на накладные расходы, сметную прибыль, затраты на непредвиденные работы... А все это, несомненно, сказывается на качестве работ, повышая экономические риски подрядчика.

Предприятиям, которые содержат дороги, регулярно выдают предписания контролирующие органы, в частности Ространснадзор и ГИБДД. Например, установить дорожные знаки или сделать дорожную разметку. Подрядчики эти предписания выполнять обязаны, хотя эти работы в госконтракт не включены. А значит, оплачивать их приходится не за счет средств бюджета, перечисленных по контракту, а за счет оборотных средств самих ДРСУ.

Постоянно дорожают грузовые перевозки, поэтому для ДРСУ невыгодно ремонтировать и содержать дороги, которые находятся далеко от места дислокации предприятия. Есть и множество других факторов. В итоге они складываются в безрадостную картину: работы по содержанию и ремонту автодорог – дело практически нерентабельное. Но ведь кто-то же этим обязан заниматься?! Чистить и убирать, посыпать солью в гололед, латать дыры…

Если подрядчик собирается добросовестно ремонтировать и содержать дорогу, то цена вряд ли может снизиться более чем на 2-3% от первоначальной. Это, говоря языком экономистов, – порог убыточности. Ниже него никакой здравомыслящий хозяин не шагнет, чтобы не разориться. Есть, конечно, примеры, когда стоимость дорожных работ на торгах неожиданно рушится на 10-20%. Такой демпинг – верный признак того, что подрядчик просто нацелился «распилить» бюджет.

 
 
Устойчивая судебная практика
 
В арбитражных судах разных регионов России сложилась устойчивая судебная практика по поводу рассмотрения споров о дорожных работах. «Пионером» оказалась Ростовская область, где, как и на Ставрополье, сумели сохранить систему государственных дорожно-строительных управлений. И это не дает покоя местному управлению Федеральной антимонопольной службы, которое все пыталось уличить областные ДРСУ в некоем «сговоре» при заключении госконтрактов.

Хотя о каком сговоре может идти речь?! Наоборот, можно лишь приветствовать желание чиновников сохранить социально важную сферу, не дать ее раздербанить мелким частным компаниям, желающим попросту «распилить» дорожный фонд.

Весной 2014 года Ставропольское УФАС провело проверку деятельности краевого министерства дорожного хозяйства Ставрополья, а следом объявило, будто выявило некий картельный сговор на рынке дорожно-строительных работ.

Фабула дела, в изложении пресс-службы ведомства, была такова. Участниками картельного сговора якобы стали шесть крупнейших ГУПов края, которые «поделили» между собой выгодные госконтракты за счет фиктивного понижения начальной (максимальной) цены на 1%.

Сумма цен контрактов по этим аукционам составляет 1,7 млрд. рублей, хотя размер ущерба, якобы причиненного государству деятельностью картеля, УФАС оценить не смогло.  Тем не менее на участников предполагаемого «картеля» УФАС наложило административных штрафов на общую сумму… более одного миллиарда рублей.

В частности, Буденновское ДРСУ было обязано по решению антимонопольной службы выплатить в бюджет 218 млн. рублей, Труновское – 230 миллионов, Ипатовское – 328 миллионов... Все шесть дорожно-строительных управлений, естественно, обжаловали решение УФАС в Арбитражном суде Ставропольского края.

Причем ДРСУ приводят большое количество доводов, которые показывают, что решение УФАС было основано на превратном толковании закона. Самое главное, что управление не доказало факт причинения ущерба для бюджета.

В случае согласованных действий, как правило, один из участников торгов в нужный момент «выходит» из конкурса, что позволяет сохранить максимально высокую (первоначальную) цену контракта. На Ставрополье же все было с точностью до наоборот: ДРСУ добились снижения первоначальной цены аукциона на 1% (то есть фактически речь шла об экономии для краевого бюджета почти 20 млн. рублей).

УФАС сравнивало торги на Ставрополье с другими похожими в прочих регионах, где действительно был доказан факт картельного сговора. Однако там речь шла об открытых аукционах, участники которых доподлинно знают, кто является их конкурентом по лоту, а потому и могут пойти на сговор.

На Ставрополье же проводились электронные аукционы, когда заявки участников обезличены (причем даже после окончания конкурса и объявления победителя) и потому не могут быть известны другим лицам.

 
Верховный суд  подтвердил правоту дорожников дважды
 

Краевой арбитражный суд счел доводы дорожных госпредприятий и полностью встал на их сторону, признав абсолютную неправоту УФАС. Все наложенные взыскания с ДРСУ были сняты, а административное дело прекращено. Решение первой инстанции арбитражного суда затем полностью подтвердила не только апелляционная (Ессентуки) и кассационная (Краснодар), но даже и высшая, надзорная – Верховный суд.

В своем решении судья Верховного суда России Елена Зарубина пишет: «Действия участников в спорных процедурах... обусловлены объективными причинами, но не являются синхронными и единообразными... Выводы антимонопольного органа носят предположительный характер»(выделено мною. - Авт.).

Возникает резонный вопрос: если УФАС в основу своего решения положило не утверждения, а предположения, то почему на их «доказывание» пришлось тратить такие огромные бюджетные средства?! Например, на командировки юристов управления в разные судебные инстанции по всей стране... Огромные траты понесли и дорожные госпредприятия (которые сегодня и так балансируют на грани рентабельности) на защиту своей правоты.

Краевое управление ФАС, даже не дожидаясь рассмотрения «дела о картеле» в суде, продолжало штрафовать дорожные госпредприятия. Весной 2015 года антимонопольный орган попытался «наказать» еще пять ДРСУ, а также ГУП «Крайавтодорсервис» и ГУП «Дирекция строящихся автомобильных дорог» в общей сложности еще более чем на 400 млн. рублей: якобы они также вступили в сговор, заключая госконтракты на капитальный и текущий ремонт дорог в крае.

Все эти административные решения УФАС были отменены всеми судебными инстанциями вплоть до кассационной (Краснодар).

Через суд отстояли дорожные госпредприятия Ставрополья и свою законную возможность давать друг другу для пополнения оборотных средств краткосрочные (на два месяца) займы под минимальный процент – 0,01% годовых.

Эти договоры были заключены еще в 2012 году, а вот краевое управление ФАС возмутилось лишь спустя два года и почему-то посчитало это нарушением конкуренции на рынке. Когда госпредприятия финансово поддерживают друг друга в кризисной ситуации, это якобы подрывает конкуренцию на Ставрополье...

Чтобы добиться отмены этого решения УФАС, ставропольским дорожникам пришлось снова дойти до Верховного суда России, который в очередной раз подтвердил их правоту.

Но сколько же было потрачено времени и сил, чтобы остановить чиновника, бросившего весь административный ресурс, по сути, на борьбу с государственными же интересами.

 
Владимир ЯРЫГИН газета "Открытая"